|
|
Стихотворение М.Ю.
Лермонтова "Я жить хочу! хочу
печали..."(Восприятие,
истолкование, оценка) Стихотворение М.Ю.
Лермонтова "Я жить хочу! хочу
печали..." было написано в 1832
году и относится к раннему
периоду творчества, для которого
характерны максимализм взглядов
и мотив жертвенности во имя
поэзии.
Благодаря своей тематике, это
стихотворение носит программный
характер. В нём автор размышляет о
судьбе поэта и поэзии, отношениях
между поэтом и толпой.
Настроение произведения
возвышенное, что становится
следствием программности. На этом
сказывается и используемый
классический размер,
четырёхстопный ямб, придающий
стихотворению маршевое звучание.
Следствием тематики становится
несколько задумчивое настроение.
Произведение несёт не праздные
размышления, а программное
заявление какими должны быть поэт
и плоды его вдохновения.
В первых четырёх строках ассонанс
гласных [о] и [а] создаёт атмосферу
стона.
Стихотворение начинается с
восклицания: "Я жить хочу!".
Оно выделяет желание лирического
героя жить, а не существовать,
которое становится подобно крику.
Но далее идёт парадоксальное
противопоставление, выражающее
основную идею произведения.
Лирическиё герой жаждет печали,
отвергая любовь и счастье. В этом
стихотворении Лермонтов
полемизирует с пушкинским "Я
жить хочу чтоб мыслить и страдать...".
Страдать для лирического героя
Пушкина значит чувствовать, а для
лермонтовского героя страдания -
источник вдохновения. Любовь и
счастье не для него.
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Спокойная, счастливая жизнь
ослабляет ум, гасит огонь души,
делает человека невосприимчивым
к происходящему вокруг. Автор
использует старорусское слово
"чело", обозначающее лоб, и
это делает метафору более
выразительной. Складки на лбу
становятся отражением пережитых
героем страданий, а их
исчезновение говорит о том, что
счастье позволяет забыть самые
тяжелые невзгоды.
Но, в отличие от пушкинского,
лирический герой Лермонтова -
романтик, а для него жизнь состоит
из противоречий, страданий от их
неразрешимости, непонимания и
унижения. Он зовёт, жаждет их. Эта
жажда выражена повтором.
Пора, пора насмешкам света
прогнать спокойствия туман...
Лирический герой хочет быть
осмеян, отвержен толпой, потому
что лишь это может вернуть его к
поэтической жизни, сбросить оковы
бездействия, туман оцепенения.
Здесь автор использует красочную
метафору "спокойствия туман".
Она обозначает то состояние
полного покоя и безмятежности , в
котором оказывается герой,
опьянённый счастьем и любовью. И
лишь очень сильное горе способно
вывести его из этого состояния.
Последующие вопросы становятся
риторическими:
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Повтор союза "что" выделяет
идею, содержащуюся в вопросах,
усиливает их звучание. В этих двух
строках автор сопоставляет жизнь
поэта и океан. Истинная сила
океана проявляется во время бури,
так и настоящее поэтическое слово
рождается в момент "душевной
бури" поэта.
В последних четырёх строках автор
создаёт образ идеального, по
моему мнению, поэта. Этот образ
усиливается анафорой.
Троекратное повторение личного
местоимения "он"
концентрирует внимание читателя
на тех качествах, которыми должен
обладать поэт.
Он хочет жить ценою муки,
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берёт.
Для поэта жизнь - это творчество,
а творчество - это страдания и
лишения, и иного не дано.
Лермонтовский герой принимает
муки во имя великого поэтического
слова, звуков неба. и поэт не может
принять ничего даром. Каждое
новое произведение несёт частицу
души поэта, его жизни.
Я думаю, что это стихотворение
можно считать эпиграфом ко всему
творчеству Лермонтова. Оно
позволяет понять моральные,
духовные ценности поэта-романтика,
его мысли и чувства. данное
произведение также несёт
общечеловеческое значение. оно
состоит в том, что человек должен
жить, а не существовать, но за всё
в этой жизни надо платить.
Оставить
своё мнение в гостевой книге!!!
|
|
|