|
|
Стихотворение А.
Ахматовой "Родная земля". (Восприятие,
истолкование, оценка.)
Анна Ахматова творила в очень
сложное время, время катастроф и
социальных потрясений, революций
и войн. Поэтам в России в ту бурную
эпоху, когда люди забывали, что
такое свобода, часто приходилось
выбирать между свободным
творчеством и жизнью, но, несмотря
на это, поэты по-прежнему
продолжали творить чудеса:
создавать прекрасные строки и
строфы. Источником вдохновения
для Ахматовой стала Родина-
Россия, поруганная, но от этого
ставшая еще ближе и роднее.
Сочувствие, сопереживание,
сострадание Отчизне делает
многие стихи поэтессы подлинно
народными, эпическими, роднит их
со столь близкими ей и любимыми ею
некрасовскими стихами.
Такие стихи не были
эмоциональными эпизодическими
всплесками - это проявлялась
жизненная позиция, недаром строки
стихотворения 1922 года стали
эпиграфом к "Родной земле" 1961
года. Любовь к Родине у Ахматовой -
не предмет анализа, размышлений
или расчетливых прикидок. Будет
она - будет жизнь, дети, стихи. Нет
ее - ничего нет.
Стихотворение "Родная земля"
было написано в 1961 году в
Ленинграде и опубликовано в
седьмой поэтической книге
Ахматовой. Отличается оно тем, что
создавалось после многих лет
жизни, после стольких потрясений
и катастроф, что каждая сторона у
него действительно- гимн русскому
человеку.
В ощущении судьбы, которое так
заметно в этом произведении, есть
замечательное свойство, оно
основывается на исконно-национальной
особенности- чувстве
сопричастности миру и
ответственности перед ним,
получающей в новых общественных
условиях острый нравственный
смысл: моя судьба- судьба страны,
судьба народа- история.
Как только я открыл книгу и увидел
стихотворение, меня сразу же
заинтересовал эпиграф к нему:
И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Мне кажется, что здесь речь идет
о духе русского человека, о его
сущности неистребимого воина и
борца, но подлинный смысл
раскроется, когда мы прочтем всю
строфу из произведения 1922 года
"Не с теми я, кто бросил землю…":
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Таким образом люди, видевшие
своими глазами взрывной,
противоречивый облик эпохи с
великими революционными
потрясениями, следовавшими одно
за другим, с мировыми войнами и
чрезвычайно ускорившимся ритмом
жизни, страдали и терпели не зря,
все это будет "оправдано",
когда придут новые, лучшие
времена, к которыми они так
стремились и ради которых
сражались.
По композиции (впрочем, и по
названию) "Родная земля"
напоминает лермонтовское
стихотворение "Родина" ("Люблю
Отчизну я, но странною любовью…").
Произведение начинается с
отрицательного перечисления
традиционных атрибутов "любви
кродине":
В заветных ладанках не носим на
груди,
О ней навзрыд стихи не сочиняем,
Нам горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на
ней,
О ней не вспоминаем даже.
Поэтесса не "выдумывает себя",
не ставит в центре своих
переживаний какой-нибудь внешний
факт (то есть не винит никого), а
просто естественно говорит о
своих мыслях, что не верить, не
ощущать, не проникаться ними не
возможно. Любовь к Родине у
Ахматовой - глубоко личное
чувство, закаленное всеми
трудностями прожитой жизни. В
первой части стихотворения
поэтесса, как мне показалось,
отрицает любое внешнее
проявление святой любви к "Родной
земле", а значит, любовь эта
должна храниться в сердце каждого
человека.
За "отрицательной" частью
следует "утвердительная",
где поэтесса дает свое
оригинальное, неожиданное
понимание патриотизма. У
Ахматовой это "утвердительность"
подчеркивается лексически -
двукратным повторением в начале
строки слова "да":
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах,
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не заменимый прах.
Здесь слову "земля"
возвращается исходное, прямое
значение: она описывается
буквально как земля, которая
лежит под ногами, крошится на
зубах, липнет грязью. Это
отрезвляющий образ, поэтесса
обращает читателя от выдуманных
литературных слов к жизненной
прозе и реальности, поэтому пути
Ахматова пошла гораздо дальше,
чем Лермонтов в упомянутом выше
стихотворении, хотя до читателя
его времени вполне доходил
романтический смысл "…пляски с
топаньем и свистом. // Подговор
пьяных мужиков".
Переходя к самому значительному в
поэзии Ахматовой, к ее стилистике,
нужно сказать, что она почти
никогда не объясняет, она
показывает - это одна из главных
особенностей всего творчества
поэтессы. Достигается это и
выбором образов, очень
продуманным и своеобразным, но
главное - их подробной
разработкой. Заметим, как точно
определяется впервой части
чувство любви к Родине всего
народа: стихи навзрыд она не
сочиняет, их горький сон она не
бередит, не кажется она им раем, не
становится она и вещью купли и
продажи.
Эпитеты, определяющие ценность
предмета, встречаются редко. Эта
ценность внушается описанием
образа и взаимоотношением
образов. У Ахматовой для этого
несколько приемов в
стихотворении. Во-первых, это
анафора (повторение в двух
соседних строках - удваивает наше
внимание к предмету), во-вторых,
употребление в качестве
однородных членов частей речи,
определяющих действие (чаще всего
это деепричастия или глаголы:
хворая, бедствуя, немотствуя,
мелим, месим, крошим). Конечно же,
цветовое разнообразие в
произведении отсутствует. Все
образы представляются мне серыми
и темными: земля, грязь, прах. Я
думаю, Ахматовой, чтобы полюбить
мир надо видеть его простым и
естественным.
Ритмика этого произведения
служит могучим подспорьем его
стилистике. Паузы выделяют самые
нужные слова в строке, а так как
для ритмики Ахматовой вообще
характерны слабость и
прерывистость дыхания, то и
строфы не равны по количеству
строк (в первой восемь, а во второй
шесть, но и эти шесть делятся на
четыре и две).
Заключительные строки вносят
дополнительный смысловой оттенок
и проливают свет на уже сказанное:
такое "фамильярное"
обращение с землей снижает
дистанцию между нею и человеком;
эти люди ближе к земле, чем их
антагонисты ,которые высокопарно
изъясняются, глядя на нее издали,
они любят Родину и как светлое
начало, и как "грязь", любят
как часть себя, потому что они
сами и есть эта Родина:
Но ложимся в нее и становимся ее
Оттого и зовем так свободно -
своею.
Оставить
своё мнение в гостевой книге!!!
|
|
|