новости
об итоговой
аттестации
сочинения
алгебра
рекомендации
ВУЗы
поиск
общение
ссылки

Rambler's Top100


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихотворение А. Ахматовой "Родная земля". (Восприятие, истолкование, оценка.) 

Анна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью, но, несмотря на это, поэты по-прежнему продолжали творить чудеса: создавать прекрасные строки и строфы. Источником вдохновения для Ахматовой стала Родина- Россия, поруганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее. Сочувствие, сопереживание, сострадание Отчизне делает многие стихи поэтессы подлинно народными, эпическими, роднит их со столь близкими ей и любимыми ею некрасовскими стихами. 
Такие стихи не были эмоциональными эпизодическими всплесками - это проявлялась жизненная позиция, недаром строки стихотворения 1922 года стали эпиграфом к "Родной земле" 1961 года. Любовь к Родине у Ахматовой - не предмет анализа, размышлений или расчетливых прикидок. Будет она - будет жизнь, дети, стихи. Нет ее - ничего нет. 
Стихотворение "Родная земля" было написано в 1961 году в Ленинграде и опубликовано в седьмой поэтической книге Ахматовой. Отличается оно тем, что создавалось после многих лет жизни, после стольких потрясений и катастроф, что каждая сторона у него действительно- гимн русскому человеку. 
В ощущении судьбы, которое так заметно в этом произведении, есть замечательное свойство, оно основывается на исконно-национальной особенности- чувстве сопричастности миру и ответственности перед ним, получающей в новых общественных условиях острый нравственный смысл: моя судьба- судьба страны, судьба народа- история. 
Как только я открыл книгу и увидел стихотворение, меня сразу же заинтересовал эпиграф к нему:

И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Мне кажется, что здесь речь идет о духе русского человека, о его сущности неистребимого воина и борца, но подлинный смысл раскроется, когда мы прочтем всю строфу из произведения 1922 года "Не с теми я, кто бросил землю…": 

И знаем, что в оценке поздней 
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Таким образом люди, видевшие своими глазами взрывной, противоречивый облик эпохи с великими революционными потрясениями, следовавшими одно за другим, с мировыми войнами и чрезвычайно ускорившимся ритмом жизни, страдали и терпели не зря, все это будет "оправдано", когда придут новые, лучшие времена, к которыми они так стремились и ради которых сражались. 
По композиции (впрочем, и по названию) "Родная земля" напоминает лермонтовское стихотворение "Родина" ("Люблю Отчизну я, но странною любовью…"). Произведение начинается с отрицательного перечисления традиционных атрибутов "любви кродине":

В заветных ладанках не носим на груди, 
О ней навзрыд стихи не сочиняем, 
Нам горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей 
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, 
О ней не вспоминаем даже.

Поэтесса не "выдумывает себя", не ставит в центре своих переживаний какой-нибудь внешний факт (то есть не винит никого), а просто естественно говорит о своих мыслях, что не верить, не ощущать, не проникаться ними не возможно. Любовь к Родине у Ахматовой - глубоко личное чувство, закаленное всеми трудностями прожитой жизни. В первой части стихотворения поэтесса, как мне показалось, отрицает любое внешнее проявление святой любви к "Родной земле", а значит, любовь эта должна храниться в сердце каждого человека. 
За "отрицательной" частью следует "утвердительная", где поэтесса дает свое оригинальное, неожиданное понимание патриотизма. У Ахматовой это "утвердительность" подчеркивается лексически - двукратным повторением в начале строки слова "да":

Да, для нас это грязь на калошах, 
Да, для нас это хруст на зубах, 
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не заменимый прах.

Здесь слову "земля" возвращается исходное, прямое значение: она описывается буквально как земля, которая лежит под ногами, крошится на зубах, липнет грязью. Это отрезвляющий образ, поэтесса обращает читателя от выдуманных литературных слов к жизненной прозе и реальности, поэтому пути Ахматова пошла гораздо дальше, чем Лермонтов в упомянутом выше стихотворении, хотя до читателя его времени вполне доходил романтический смысл "…пляски с топаньем и свистом. // Подговор пьяных мужиков". 
Переходя к самому значительному в поэзии Ахматовой, к ее стилистике, нужно сказать, что она почти никогда не объясняет, она показывает - это одна из главных особенностей всего творчества поэтессы. Достигается это и выбором образов, очень продуманным и своеобразным, но главное - их подробной разработкой. Заметим, как точно определяется впервой части чувство любви к Родине всего народа: стихи навзрыд она не сочиняет, их горький сон она не бередит, не кажется она им раем, не становится она и вещью купли и продажи. 
Эпитеты, определяющие ценность предмета, встречаются редко. Эта ценность внушается описанием образа и взаимоотношением образов. У Ахматовой для этого несколько приемов в стихотворении. Во-первых, это анафора (повторение в двух соседних строках - удваивает наше внимание к предмету), во-вторых, употребление в качестве однородных членов частей речи, определяющих действие (чаще всего это деепричастия или глаголы: хворая, бедствуя, немотствуя, мелим, месим, крошим). Конечно же, цветовое разнообразие в произведении отсутствует. Все образы представляются мне серыми и темными: земля, грязь, прах. Я думаю, Ахматовой, чтобы полюбить мир надо видеть его простым и естественным. 
Ритмика этого произведения служит могучим подспорьем его стилистике. Паузы выделяют самые нужные слова в строке, а так как для ритмики Ахматовой вообще характерны слабость и прерывистость дыхания, то и строфы не равны по количеству строк (в первой восемь, а во второй шесть, но и эти шесть делятся на четыре и две). 
Заключительные строки вносят дополнительный смысловой оттенок и проливают свет на уже сказанное: такое "фамильярное" обращение с землей снижает дистанцию между нею и человеком; эти люди ближе к земле, чем их антагонисты ,которые высокопарно изъясняются, глядя на нее издали, они любят Родину и как светлое начало, и как "грязь", любят как часть себя, потому что они сами и есть эта Родина:

Но ложимся в нее и становимся ее
Оттого и зовем так свободно - своею.

Оставить своё мнение в гостевой книге!!!

 
   
Сайт создан в системе uCoz